Рустам Минниханов не нашел в бардаке благополучия
9 февраля 2008 года
Эти и многие другие числа (все они были многозначными, а некоторые - и многозначительными) прозвучали вчера на совместной коллегии Минфина РТ и татарстанских управлений Федеральной налоговой службы (УФНС по РТ) и Федерального казначейства. Она была посвящена итогам работы финансовых органов в прошлом году.
Но тот, кто думает, будто финансисты любят только числа и проценты, ошибается очень сильно, процентов так на 50. Некоторые слова бюджетные финансисты любят почти так же сильно, как числа, например, слово "мобилизация". Характеризуя поступления в бюджет, они обычно говорят, что мобилизовано столько-то денег. В этом есть тонкое чувство стиля: слово военного времени без всяких околичностей дает понять, во-первых, что деньги нужно загонять в бюджет, ибо по доброй воле они туда не попадут, а во-вторых, что там, в бюджете мобилизационного образца, с ними будут обращаться, как с солдатами-призывниками, т.е. без особых церемоний.
Может, из жадности, а может, учитывая второе соображение, налогоплательщики пускаются на хитрости, лишь бы их кровное не попало под мобилизацию.
- У некоторых налогоплательщиков, - раскрыл один из приемов руководитель УФНС по РТ Мидхат Шагиахметов, - размер компенсационных выплат в несколько раз больше размера зарплаты. Зарплата работника может быть 3 тысячи рублей, а компенсационные выплаты - 60 тысяч!
Компенсационные выплаты ("за разъездной характер работы", "за использование личного автомобиля в служебных целях"...) не облагаются единым социальным налогом, а в некоторых случаях и подоходным. Вот таким нехитрым и вполне легальным образом налогоплательщики в Татарстане за прошлый год вдоволь науклонялись от выполнения своего священного долга: по данным г-на Шагиахметова, так оказалось выведено из-под налогообложения более 4 млрд. рублей.
От темы "нечистых" зарплат перешли к другой вечно модной - теме "подозрительных" банкротств, инициаторами которых, как подчеркнул Мидхат Шагиахметов, в 60 процентах случаев являются руководители самих предприятий-должников. При том, что они в среднем на один рубль долга имеют три рубля активов, т.е. теоретически могут расплатиться с долгом без всякого банкротства. Множество таких предприятий до банкротства в той или иной степени являлись республиканской или муниципальной собственностью.
Есть, впрочем, мнение, что подозрения в подобной ситуации неприличны. Как анекдот о джентльмене, упорно подозревающем жену в неверности на основании того, что каждый вечер в ее спальне обнаруживается посторонний джентльмен. Джентльменство, конечно, похвально, но оно не требует от человека непременно быть идиотом...
- Основная часть этих банкротств - она делается в интересах тех или иных людей или структур. Где были акции государства или компания государственная или муниципальная - надо тщательно проверить!.. Деятельность руководителя, которого вы назначили, - Рустам Минниханов обращался в зал, где кроме финансистов сидели и муниципальные начальники, - приводит к тому, что государственное имущество вымывается... Арбитражный управляющий получает хорошие деньги - все хорошо, рабочих мест нет, активы ушли. Срок исковой давности не прошел? Не прошел...
Создавалось впечатление, что премьер велит разобраться в каком-то конкретном случае, который особо его взволновал. А может, ему просто надоело считаться одним из подозревающих джентльменов?
Что до коррупции в налоговых органах, то стадия подозрений здесь уже успешно пройдена. Подозревать нечего - перешли к действенным мерам борьбы.
- Принимаются меры, - приоткрыл антикоррупционное ноу-хау главный налоговик Татарстана, - по пресечению прямого контакта налоговиков с налогоплательщиками.
Борьба с коррупцией, таким образом, осуществляется бесконтактным способом.
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин в своем докладе затронул тему закупок для госнужд. Нынешнее состояние дел в этой сфере, судя по тексту доклада, должно бы вызывать у премьера воодушевление, но вызывает, как немедленно выяснилось, исключительно дурные предчувствия.
Дело было, похоже, в том, что недавно, присутствуя на коллегии Министерства культуры РТ, где обсуждалась предстоящая реорганизация бюджетных учреждений в автономные учреждения (АУ), Рустам Минниханов чутким ухом опытного руководителя мог уловить несколько повышенный тон энтузиазма по поводу этой реорганизации. И не мог, следовательно, не понять, что это воодушевление связано преимущественно со специфической возможностью, предоставляемой этими АУ, - возможностью свободно, помимо всяческих бюджетных лимитов и росписей, расходовать деньги, в том числе и бюджетные (а пока и преимущественно бюджетные). А какие последствия у наших чиновников обычно вызывает воодушевление, вызванное такой возможностью, догадаться несложно. АУ - оно и есть АУ...
- А это же государственные деньги! - воззвал премьер к муниципалам, которым вскоре и предстоит создавать автономные учреждения на месте бывших муниципальных больниц, учебных заведений и очагов культуры. - Вы должны заставить их сделать и роспись, и все остальное, иначе вы увязнете в этих проблемах. Ради бога, то, что мы делали, на ноль не сводите! Помните, когда появилось казначейство - сколько кредиторки мы закрыли!..
- Зиля Рахимьяновна, - Рустам Минниханов обращался уже напрямую к министру культуры Зиле Валеевой, проявившей себя как горячая сторонница АУ, - не бесспорно, что автономные учреждения - более совершенная форма. Я как бывший министр финансов вам говорю: бардак никогда к благополучию не приведет, это мнимое благополучие.
Что же должно было случиться, чтобы автономные учреждения, о необходимости и неизбежности которых в кабмине говорят уже почти год, стали в глазах премьера формой, совершенства которой вызывают сравнение с благополучием бардака? Неужели энтузиазма чиновников по поводу некой идеи достаточно, чтобы усомниться в разумности этой идеи?
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"